Автор идеи: Нелли Федосенко
Понимание того, что в каждом городе должен быть свой информационный сайт, наверное, есть у всех. Но не у всех есть такая возможность посетить его. Потому что не в каждом городе есть такой сайт.
Нет, конечно, у нас есть городские сайты, созданные либо местными энтузиастами, либо городскими газетами, либо местными рекламными агентствами, либо городской администрацией. Но у каждого из них есть свои перекосы, не удовлетворяющие интересам горожан.
Кто создает городские сайты?
Местные энтузиасты
Одиночные энтузиасты могут создать только блог. Потому что без всесторонней информационной поддержки крупный интересный всем горожанам проект не потянуть. А блог — это что? В лучшем случае одна какая-то статейка за сутки (в худшем случае — одна статейка в неделю или в месяц).
Например, самый известный наш городской сайт создал бывший рекламный агент одной из местных газет. Как результат — этот сайт посвящен, в основном, личному видению той или иной городской проблемы и больше походит на личный блог, а не на общегородской сайт (и как был сделан он на коленке лет 15 назад, так и остается внешне таким же допотопным).
Редакции местных газет
Сайты местных газет, несмотря на популярность самих газет, имеют низкую популярность. Все их содержание сводится к републикации в Интернете уже ранее опубликованных материалов.
Кто будет заходить на сайт, все материалы которого уже устарели (сегодня, 4 июня, на первом месте заметки местных журналистов от 1 июня)? Кроме того, внешне, конечно, сайт выглядит не очень.
Рекламные агентства
Рекламные агентства не в состоянии создать полноценный городской сайт, потому что их главная задача — это реклама, реклама и сплошная реклама. Они ни одну новость не могут просто так опубликовать. Поэтому на их сайтах и нет никаких новостей, кроме рекламы собственных возможностей.
Ниже — сайт самого крутого в нашем городе рекламного агентства (которое, кстати, в самой свежей новости, датируемой 2010 годом, говорит, что оно уже 4 года как забило на свой сайт. И последующие 5 лет ничего в этой установке не изменили):
Городская администрация
Задача городской администрации — отчитываться перед горожанами о своей работе. И заметки точно такие же — скучные (как и пункты меню: «Устав», «Бюджет», «Нормативные документы», «Регламенты» и т.п.):
В итоге имеем что? Странную ситуацию.
Народ жаждет полноценной оперативной информации — новостей, происшествий, объявлений, справочной информации, афиши — а в городе практически никто не может ее предоставить в полном объеме (я не говорю про те редкие случаи, когда в городах находятся люди с нужным видением и пониманием, которые создают правильные городские сайты).
А ведь только полноценный сайт может привлечь внимание апатичных горожан. Если человек знает, что на таком-то сайте, посвященном его городу, он найдет всю нужную ему для быта и развлечений информацию, так он станет самым верным его читателем.
Как сделать нормальный сайт?
Сделать-то можно, но как? Проблема большинства провинциальных городов — отсутствие специалистов, которые могли бы его сделать. Даже при наличии в городе агентств, которые занимаются созданием (и даже продвижением!) сайтов, на поверку оказывается, что эти специалисты в лучшем случае создадут сайт-визитку — не более того.
Есть, несомненно, вполне доступные биржи фрилансеров, где можно подобрать нужных специалистов. И если вы сможете сами написать ТЗ, затем не нарветесь на мошенников или дилетантов, сайт вы получите. Но ведь с ним нужно еще работать (допиливать, улучшать, модернизировать). А для этого нужно поднимать старые связи (а фрилансеры ой как не любят, когда их просят что-то доделать или переделать!), либо искать новые.
Можно, конечно, обратиться в более продвинутые московские агентства, но цены там сами знаете, какие. И делают они сайты иногда не лучше фрилансеров.
Сайт как бизнес
А зачем вообще нужно создавать городской сайт (вкладывать в него время, энергию, деньги)?
Да потому что раскрученный городской сайт — это стабильный источник дохода, в первую очередь, от рекламных поступлений.
Потому что рано или поздно все местные коммерческие организации поймут, что самый короткий путь ко вниманию горожанина — это Интернет.
Многие уже сейчас это понимают — создали свои сайты и завели свои странички в социальных сетях. Но проблема этих единичных вкраплений — в их разрозненности. Нужно приложить очень много усилий, чтобы ваши клиенты эту страничку нашли. А если найдут, то это будут не все ваши потенциальные клиенты. Потому что большинство ваших потенициальных клиентов даже искать вас не будут, так как это трудно — искать иголку в стоге сена под названием Интернет.
Приведу аналогию — всемирный сайт рукодельников Etsy. Когда он появился, каждый рукодельник получил возможность быстро найти своего покупателя. И если бы его не было, не было бы этих огромных немыслимых для рукодельников заработков (когда некоторым удается зарабатывать по несколько тысяч долларов в месяц).
И когда появится единый полноценный городской сайт (на котором можно найти всё-всё-всё) — все коммерсанты вашего города вздохнут с облегчением. С ним путь к клиенту станет намного легче и короче.
Аудитория у такого сайта — самая что ни на есть целевая.
Франшиза
Подходим к самому главному. Есть франшиза, которая поможет вам без особых усилий создать сайт своего города и зарабатывать на продаже на нем рекламы.
Сайт франшизы — citysitesglobal.com/ru. Здесь вы найдете список участвующих городов (это города Украины, России, Белоруссии, Литвы и Грузии). Больше всего — украинских городов-участников (потому что франшиза начала развиваться именно там). У них и статистика очень неплохая. Самая большая — у сайта города Донецка — 62.ua (в среднем 50 тысяч посетителей в день):
Российские города только-только раскручиваются, но и у них неплохие результаты. Например, сайт города Ялты (созданный по этой же франшизе) — 3654.ru — имеет среднюю посещаемость несколько тысяч посетителей в день (при численности населения города всего 78 тысяч человек):
В принципе, сайт похожий. Но все новости (в том числе и реклама) — чисто местные.
Я почитала отзыв владельца сайта — предпринимательницы и молодой мамы Эльвиры Османовой (на странице citysitesglobal.com/ru/review) — и поняла, что развивать такой проект под силу любому человеку. Сайт Ялты был открыт (судя по дате регистрации домена) всего год назад, а уже такой успех — 100 тысяч посетителей в месяц:
Причем, большинство пользователей заходит напрямую (первый синий прямоугольник на картинке статистики внизу) — это очень хороший показатель того, что у сайта сложилась постоянная аудитория:
Также неплохой процент переходов из социальных сетей (голубой прямоугольник) и из поисковых систем (сиреневый прямоугольник). То есть сайт развивается правильно.
И это очень естественно. Ведь на нем есть практически всё: и местные новости, и справочник предприятий, и афиша, и объявления…
Посмотрите еще на сайт города Лабинска — labaved.ru. На нем есть еще расписание автобусов и даже онлайн запись на прием к врачу:
С таким набором информации любой городской сайт просто обязан стать популярным (нужно только быть активным и все эти возможности встраивать).
Если бы у меня было больше свободного времени, я бы обязательно взялась за подобный проект в своем городе (настолько перспективным он мне кажется).
Условия франшизы
1. Первоначальный взнос зависит от численности населения вашего города и составляет от 65 тысяч до 200 тысяч рублей.
За эти деньги вы получаете готовый сайт и мобильное приложение (на Android и iOS).
2. Размер ежемесячного платежа (роялти) составляет от 35 тысяч до 80 тысяч рублей (тоже зависит от численности населения города). Роялти нужно платить с 3-го месяца запуска проекта.
В роялти входит техобслуживание сайта, консультации, обучение — в общем, все, что вам понадобится для работы.
Еще вам нужен будет небольшой офис от 20 квадратных метров и 4-5 человек сотрудников.
Самой главной вашей проблемой будет поиск толковых менеджеров по рекламе (это я вычитала из отзывов). Именно они будут добывать вам первоначальный (возможно, и последующий) доход. Потому поначалу нужно будет убеждать коммерсантов, что размещаться на вашем сайте — выгодно.
Не все сайты, участвующие в этой франшизе, раскрутились достаточно (я нашла несколько почти заброшенных). Но причина этого — не в предлагаемой франшизе (как я вижу), а в малой активности франчайзи (участника франшизы). Потому что если вы посмотрите статистику украинских сайтов-участников (на странице citysitesglobal.com/ru/city) — они практически все очень неплохо раскручены:
Нам, русским, просто шевелиться нужно побыстрее.
Ведь самая сложная часть вашего бизнеса — собственно сайт — уже будет готов. Будут готовы и все юридические документы и методики работы с клиентами. Вам нужно будет только вникнуть в эти процессы, запустить их, поддерживать и развивать.