Чтобы стать успешным бизнесменом, иногда достаточно понимать, ЧТО людям нужно.
И совсем не обязательно заканчивать университеты или бизнес-школы. Потому что часто успешными бизнесменами становятся люди, идущие против правил. Как это сделал предприниматель, построивший ранчо посреди крупного американского города.
Джон Бенда университетов не кончал. Он начал зарабатывать деньги с 10 лет, вылавливая попавшие в озеро мячи для гольфа (на территории загородного клуба, которым владел его отец), отмывая их и перепродавая.
После окончания школы пытался учиться в разных колледжах, но так ни один и не закончил. Для того чтобы заработать деньги, он работал страховым агентом, рекламщиком, продавал одноразовые зажигалки.
В 80-е годы прошлого века он приобрел магазин кальянов, превратил его в удобный магазин товаров первой необходимости — и через несколько лет прибыльно продал. Чтобы открыть другой подобный магазин. Он открыл несколько подобных магазинов в Далласе.
Однажды знакомый полицейский спросил его, смог бы он готовить и продавать любимые мексиканцами тако (мексиканские лепешки с разнообразной начинкой) у входа в магазин (чтобы перекусить, не заходя в него). Бенда решил попробовать. И несколько лет у его магазинов вполне успешно шла такая торговля (в противес общепризнанному мнению бизнес-сообщества, что посетителю нужно предлагать еду внутри магазина, чтобы он обязательно в него зашел и купил там еще чего-нибудь).
Когда местный департамент здоровья запретил продавать еду на вынос, Бенда решил вопрос очень оригинально: он прорубил окно в своем магазине и начал продавать выпечку через это окно:
В 1998 году однажды он служил присяжным в местном суде и, возвращаясь домой на обед, присмотрел унылый участок земли на пересечении двух трасс на южной окраине Далласа. Место было дикое и грязное и Джон загорелся его приобрести и сделать на нем ранчо. Чтобы можно было немножко вернуться в историческое прошлое и наблюдать кусочек природы на фоне каменных небоскребов:
А чтобы ранчо приносило постоянный доход, построил на нем автозаправку (ведь место очень оживленное).
Ему пришлось вложить в землю площадью 8 акров (3.2 гектара) и строительство инфраструктуры 4 миллиона долларов (почти все его сбережения). Он, конечно, рисковал. Но разумно рисковал, так как у него уже был опыт ведения бизнеса.
Хотя, как он сказал, он мог бы вложить деньги в бизнес постепенно. Но уж очень ему хотелось сразу создать сказочный уголок на приобретенном участке земли.
Он потратил вложения на обустройство дороги, светофоры, канализацию, построил необходимые здания:
Установил каменные (или бронзовые?) скульптуры животных:
Он назвал свою автозаправку городом — «Fuel City» и придумал ей слоган: «Здесь мечты становятся реальностью»:
Привез на ранчо буйволов, ослов и экзотических животных (зебру и верблюда):
Для создания ощущения, что эта земля — кусочек прошлой жизни Далласа, предприниматель установил на участке антикварную 90-летнюю ветряную мельницу:
и нефтяную вышку:
К нему приезжают не только заправить свои автомобили, но и заправить свои желудки — у Джона продаются самые вкусные в городе мексиканские лепешки (сама читала восторженные отзывы его клиентов в Интернете), причем, 24 часа в сутки (когда народу особенно много, открывается второе окно):
Еда подается в удобных коробочках — можно культурно съесть на месте, а можно взять с собой:
Можно есть и отдыхать душой, глядя на спокойно прогуливающихся или лежащих в тени животных (прямо как в старые добрые американские времена, на какой-нибудь ферме, когда жизнь текла спокойно и размеренно):
Нельзя сказать, что бизнес шел идеально. Поначалу Джон продавал хот-доги, но они не пошли. А так как в Далласе проживает много мексиканцев, именно мексиканские лепешки пошли на ура.
Он также построил на территории автозаправки плавательный бассейн и даже рассадил по его краям девочек в купальниках (для привлечения посетителей). Но это не очень пошло (поэтому на других своих заправках Джон бассейны не стал строить).
Зато он оборудовал на заправке современную автомойку, которая одновременно обслуживает 25 машин:
На следующей своей заправке он бассейн не стал строить, зато построил магазин с огромным разнообразием товара. Там продаются обычные чипсы, пиво, конфеты и напитки — но не менее сотни разных вариантов (то есть если кто-то любит Вишневую Ванильную диетическую Колу без кофеина — он ее здесь найдет).
Еще одна фишка Джона Бенды — низкая цена на бензин. Ему достаточно было снизить цену на 30 центов, чем у других автозаправщиков — и весь народ хлынул к нему, создав очередь длиной более двух миль (для избежания столпотворения пришлось привлечь даже шесть дополнительных полицейских для разруливания движения). Тем более что он дал рекламу об этом на кабельном телевидении (чем никто из его конкурентов никогда не пользуется).
В его магазинах играет музыка из вестернов, а по пятницам и субботам работает караоке — всё для посетителей.
Сам Джон Бенда построил себе деревянный офис на чердаке своего магазина на заправке. Здесь он обычно сидит на кожаном диване, через огромное окно от пола оглядывает южные окраины Далласа и говорит про себя: «Как хорошо! Свершилось то, о чем я мечтал!»
Джон Бенда со своим сыном (который тоже работает в этом бизнесе) на ранчо-заправке
Никто в Далласе не оказывает столько услуг на заправке, сколько этот предприниматель. Благодаря этому одна заправка приносит ему в год 30 миллионов долларов — это в 15 раз больше, чем в среднем у его конкурентов.
Поэтому этот человек радуется даже зиме (ведь буйволы снега не боятся):
Он создает уже четвертую автозаправку в окрестностях Далласа — такую же большую — и скоро сможет зарабатывать не менее 120 миллионов долларов в год.
Как он говорит: «Я на эти деньги мог бы построить две небольшие автозаправки, но я хочу построить одну большую, для души». Широкой души человек (прямо как некоторые из нас).
Как приятно, что есть бизнесмены, понимающие, что людям нужно — не только для тела, но и для души. Подешевле заправить машину, вкусно поесть, отдохнуть на природе… Почему наши бизнесмены считают, что клиента нужно обобрать, отравить и плюнуть в душу (не все, но многие)? (А потом удивляются, что народ к ним не идет и бизнес загибается.)
Я уверена, попади Джон Бенда в Россию, он смог бы создать здесь любой бизнес при любых условиях: в кризис, не кризис, при Путине, не при Путине…
Он, кстати, с Интернетом не очень дружит, так что современные технологии на его бизнес никак не влияют. Сайт у него (fuelcity.com) скорее неудачный и существует больше как необходимость хоть как-то присутствовать в Интернете, чем помогать находить и удерживать клиентов:
Какую пользу можно извлечь из этой истории? Я для себя взяла следующее.
Чтобы создать успешный бизнес:
1. Мечтайте о великом.
2. Начинайте с малого.
3. Не бойтесь нарушить правила. Правила пишутся на основе прошлого опыта, но они не способствуют созданию чего-то нового.
4. Прислушивайтесь к людям, своим клиентам — чего они действительно хотят? И помогите им получить это.
В заключение хочу поделиться еще одним способом найти свою идею бизнеса.
Итак, представьте, что у вас уже всё есть для того, чтобы не думать о зарабатывании денег (это необходимо, чтобы избавить вас от необходимости действовать во имя денег). Например, вы уже вышли замуж за олигарха или родились в идеальном обществе, где у каждого и так все есть, либо выиграли в лотерею миллиард долларов и с вас сегодня никто ничего не требует.
Вот чем вы теперь по-настоящему хотите заниматься? Писать картины, придумывать и шить оригинальные сумки, искать новые маршруты путешествий или что-то другое, до чего никто другой никогда не додумается? Это и может стать вашей идеей бизнеса.
Потому что если вы действительно любите чем-то заниматься:
— вы будете делать это лучше других,
— вы будете делать это с любовью — а это видно издалека и привлекает людей.