Велопочта

0
1758

Автор идеи: Владимир Москаленко
Источник: газета «Галицкие контракты» (# 29, 1999 г.).

Наняв 3-4 крепких молодых людей с собственными велосипедами, можно зарабатывать на услугах курьерской доставки.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и ВКонтакте, чтобы первым узнавать все новости

Если в виртуальном Интернете все оккупировала быстрая e-mail, то в реальной жизни еще осталось вакантное место для архаичной курьерской почты — в городских условиях на фоне повседневных транспортных пробок удачно может работать служба доставки почты и малых грузов велосипедами. Эффективности способствует дешевизна рабочей силы.

Начальные расходы мизерные: диспетчер «на телефоне» в частной квартире и небольшая реклама. Основные средства в виде велосипедов принесут сами нанятые работники.

Львовский предприниматель в апреле 1999 г. перенес на родные дороги распространенный на Западе велоопыт.

Сейчас, позвонив до «Курьерской велопочты», вы можете заказать посыльного, который в течение часа за $0.5-2 выполнит поручение клиента по доставке в пределах города.

Волка кормят ноги, а курьера — колеса

Когда львовский частный предприниматель Тарас Горбей подал в газету объявление о наборе курьеров-велосипедистов, откликнулось несколько десятков лиц. Пришлось проводить конкурс, условия которого были достаточно жесткими. Прошли его только сильные молодые люди возрастом 18-25 лет с домашним телефоном, собственным средством передвижения и хорошими «водительскими» навыками. Работают двухколесные курьеры по контракту неполный рабочий день. Кроме разъездов по доставке, каждый имеет основное место работы или учебы.

Заказ на доставку велокурьеры получают по телефону от диспетчера. Используя подробную карту, на которой указано все до номера дома, курьеры кратчайшим путем добираются до заказчика, забирают груз, выписывают квитанцию за услуги, получают расчет и отправляются к адресату. Посыльные также могут покупать и доставлять продукты, медикаменты, товары широкого потребления — все, на что способна фантазия заказчика и что помещается в багажнике велосипеда. Вес груза лимитируется — 8 кг.

Диспетчерский пункт дислоцируется в частной квартире стотысячного «спального» массива. Такой адрес «базы» выбран из соображений коммуникативных: телефонный номер диспетчерской легко запоминается и принадлежит новой АТС, что обеспечивает высокое качество связи, кроме того, в центре города офис пришлось бы арендовать, что сделало бы тарифы «неподъемными» для заказчика.

На телефонный вызов клиента курьер примчится не позднее, чем за 15 минут. Велопочта работает по принципу такси: диспетчер направляет к заказчику ближайшего свободного посыльного. Цена велосипедной услуги прямо пропорциональна расстоянию. Принимая заказ, диспетчер сразу рассчитывает цену по своей карте и сообщает заказчику. Минимальный тариф — $0.5 максимальный — $2. По максимальной расценке курьер пересечет весь город (около 25 км), вложившись в 1 час. Сначала лимит был в 2 раза большим, но гонцы в фирменных зеленых жилетах и кепках практически скоординировали собственные нормативы. Их неприхотливые «лошадки», которым не нужно горючее, обгоняют в пробках, дорожных развязках и узких улочках своих моторизованных «старших братьев».

Содержать штатного курьера — себе дороже

Курьерская велопочта, занимая свою рыночную нишу, задумывалась ее хозяином как оперативный доступный и недорогой сервис по доставке.

Сегодня уже немало фирм, рассчитав его ценность и удобство, начали экономить на создании штатных курьеров, содержание которых обходится дороже, а исполнение ими поручений выполняется дольше.

Например, на протяжении рабочего дня штатный курьер успевает выполнить максимум три разъездных поручения.

Если он использует самый быстрый городской транспорт — маршрутное такси, то на один вояж в два конца, независимо от расстояния, он тратит $0.8. За день приходится платить в 3 раза больше — $2.4.

К транспортным затратам следует прибавить оплату посыльного.

А посторонний велокурьер получает вознаграждение только за выполненную услугу. К тому же 10 и более одновременных заказов обходятся клиенту только $0.3 каждое.

Важным является и надежность курьерской службы

Если отправитель хочет получить письменное подтверждение доставки важной корреспонденции или груза, велокурьер, вручая послание, возвращается к нему с квитанцией, завизированной получателем.

За эту дополнительную услугу придется доплатить 40% цены заказа.

В обычном случае, чтобы удостовериться в доставке пакета или письма, клиент, как правило, делает контрольный звонок по телефону.

Телефонным аппаратом адресата обычно пользуется и велокурьер, чтобы доложить дежурному о выполнении задания и одновременно получить новый наряд. Для эксперимента приобретен мобильный телефон с картой Sim-Sim.

Его получил «мощнейший» из велосипедистов, который самостоятельно исполняет до 60% заказов. Первые 12 секунд разговора — бесплатные. Именно за эти секунды курьеру успевают передать следующий или попутный адрес.

За первые два месяца велобизнес вышел на нулевую рентабельность, когда заработанных денег хватает на зарплату. Когда увеличится количество клиентов и появятся реальные прибыли, можно будет побеспокоиться о более качественной мобильной связи и собственном велопарке.

Автозапчасти велосипедом

Сегодня новой услугой регулярно пользуется полтора десятка постоянных клиентов. Ежедневно велогонцы исполняют в среднем по 10-15 заказов. Круг заказчиков предприятия расширяется, как правило, благодаря «голосовой» почте: «свежие» абоненты появляются после рекомендаций тех, кто уже испытал на себе необычный сервис.

Велосвязь прежде всего эксплуатируют фирмы, которые отправляют корреспонденцию для широкого круга адресатов. Спасительной палочкой велопочта является для тех предприятий, которые созывают людей на массовые мероприятия — выставки, презентации, семинары и т.д. — и вынуждены в сжатые сроки доставить уведомления или пригласительные по нескольким десяткам адресов (не у всех есть факсы). Классическая почта потребует на это в пределах города 2 суток, а заплатить за каждое письмо, которое принесут в черепашьем темпе, придется $0.25-$0.3.

Но в последнее время все большей популярностью пользуется двухколесная курьерская связь у торговых предприятий, которые стремятся быстро обслужить своих клиентов.

Особенно эту новаторскую тенденцию полюбили магазины, которые реализуют запчасти для автомобилей.

Если, например, в магазине нет в данный момент нужной запчасти (имеются в виду небольшие запчасти), хозяин прилавка вызывает велокурьера и тот за считанные минуты привозит со склада заказ. А раньше клиенту пришлось бы делать заявку и возвращаться за товаром через некоторое время.

Не брезгуют услугами велопочты и частные лица.

Оптимальная организационная форма для велопочты — «частный предприниматель без образования юридического лица». На этапе становления это позволяет работать без лишних затрат на бухгалтерию и максимально упростить налоговую отчетность.

Предпринимателям на заметку:

Велопочта пригодна в основном для средних городов с узкими улицами центральной части, где велосипедист двигается быстрее авто.

В маленьком городе может быть мало заказчиков, а в большом городе расстояния большие — там выгоднее мотоциклисты.

На начальном этапе можно не тратиться на средства передвижения. Вместо этого принимать на работу лиц, которые имеют собственные велосипеды.

Диспетчерский пункт целесообразно обустроить просто в квартире, что сэкономит средства на аренду офиса. Важно, чтобы телефон был приписан к АТС, что обеспечивает действительно качественную связь.

Чтобы оптимизировать работу велопочты, курьеров следует оснастить мобильной связью.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ