Это бизнес для фермеров, живущих в курортных зонах или рядом с большими городами.
Мягкими кроватями и мангалом во дворе сегодня никого не удивишь. А вот тыквами, растущими над головой, удивить еще можно. На такую ферму народ поедет, чтобы поглядеть на это чудо, сфотографироваться рядом с ним и поделиться кадрами с друзьями:
Одному тайваньскому фермеру надоело выращивать брюкву и картошку и он решил зарабатывать на туристах (это, кстати, уже многие в мире делают).
Для этого закупил разных сортов тыквы со всего мира и начал их выращивать на своей ферме.
А почему он выбрал тыкву? Да потому что она яркая, узнаваемая, красиво смотрится на зеленом фоне:
С тыквой связан популярный на Западе праздник Хэллоуин (а значит, ее будут покупать не только для изготовления тыквенного сока и добавления мякоти в кашу):
Иногда тыква выглядит очень необычно (особенно если человек вмешивается в процесс ее выращивания):
К появлению таких необычных экземпляров тыквы как раз причастен тайваньский фермер:
А если тыква растет на уровне головы, значит, с ней удобно делать селфи и групповые фотографии:
Чем еще привлекательна тыква в качестве приманки для туристов? Ее имя звучит по-английски весьма забавно: pumpkin.
Подозреваю, что она еще непритязательна в выращивании и вообще недорогая. Поэтому фермеры иногда растят ее до гигантских размеров (после чего появляется много желающих измерить этот овощ):
А самое главное — почему к тайваньскому фермеру едут не только туристы, но и жители со всего Тайваня и даже иностранцы — он собрал на своей ферме всевозможные сорта тыквы (около 450):
Продвинутый тайваньский фермер зарабатывает несколькими способами:
1. Берет плату за вход на свою ферму (за просмотр) — по 60 тайваньских долларов (это примерно 2 американских доллара) с человека. В год его ферму посещают примерно 60 тысяч человек (это 120 тысяч американских долларов в год или 21 тысяча российских рублей в день — неплохо).
2. Посетителям предлагается купить любую тыкву на ферме: от маленьких и декоративных до гигантских:
Не знаю, сколько стоят маленькие тыквочки, а вот большие весом по 25-30 кг стоят примерно по 250 долларов.
3. На ферме проводятся мастер-классы по приготовлению блюд из тыквы (за это тоже берется плата):
4. Ферма не только выращивает тыквы, но и готовит из нее соки, молоко, кофе и мороженое (продают прямо здесь):
5. Также посетители могут купить разные сувениры на память:
Не зря, видимо, фермер переквалифицировался из сельскохозяйственного труженика во владельца туристического объекта — это интересно, весело и очень выгодно.
Как организовать такой бизнес в России?
Россия — не Тайвань, здесь тыквы не будут расти круглый год. Но создать успешную тыквенную ферму у нас тоже можно.
Пусть она будет работать не круглый год — ведь жители курортных городов зарабатывают тоже всего несколько месяцев в году, и самые прибыльные из них — только два: июль и август.
Вот так и экскурсии на тыквенную ферму можно организовывать всего два месяца в году: в сентябре и октябре. Эти два месяца принесут денег столько, что целый год можно заниматься чем-то другим.
Именно так и делает успешный польский предприниматель Кшиштоф Хойнацкий, который становится фермером-экскурсоводом всего на 2 месяца в году (а все остальное время он работает врачом).
Некоторое время назад он вернулся в Польшу из США, где прожил несколько лет, и не смог сразу найти свое место на родине. Знакомый выращивал тыкву и сказал Кшиштофу: «Ну, продавай тыкву — тем и будешь зарабатывать». Молодой предприниматель начал продавать тыкву прямо с грузовика — ее тут же разобрали.
Через 2-3 года он решил выращивать тыкву самостоятельно. Купил участок земли в несколько гектаров под Варшавой. Осенью вдоль дороги он выкладывал большие кучи тыквы, подъезжали люди, покупали. Потом к нему начали подходить дети и просить показать, как тыкву выращивают.
Так Кшиштоф начал проводить на своей ферме первые экскурсии.
Сегодня у него уже полноценный тыквенный бизнес. Каждый год, с сентября по октябрь, к его ферме подъезжают экскурсионные автобусы с детьми (входной билет на каждого ребенка — 9 евро).
Дети на ферме играют (Кшиштоф построил для них лабиринт из соломы):
Также посещают тыквенное поле — смотрят, как и где она растет (и где каждый ребенок может выбрать для себя тыкву в подарок):
А еще на этой ферме есть маленький контактный зоопарк с простыми среднеевропейскими животными: курочками, утками, козлятами и кроликами:
Если компания проголодается, можно пожарить на костре колбаски:
В день на ферму приезжают несколько экскурсий.
И несмотря на то, что сортов тыкв у польского фермера не так много, как у тайваньского собрата по бизнесу. И живет он в более холодном климате. Все равно его тыквенная ферма привлекает множество экскурсий и вполне окупается (подробнее можете посмотреть и почитать на его сайте farmadyn.pl).
Вот примерно то же самое можно организовать рядом с любым городом России — где может расти тыква. А где тыква не растет, можно придумать что-то другое — какой-то другой красивый овощ или фрукт.
Например, яблони. Сортов яблок в России может расти множество. И они тоже красиво смотрятся на фоне зеленой листвы (не хуже, чем висящие над головой тыквы).
Красота — не хуже, чем в Петергофе.
Люди сегодня готовы ехать куда угодно — хоть на тыквенное поле, хоть в яблоневый сад — лишь бы там их ждали, обеспечили их возможностью посидеть-помечтать (у грядки, у дерева, у костра, под тентом, в беседке) или узнать что-то новое (мастер-классы), детям — побегать, поиграть и получить какое-нибудь угощение.
И даже пусть это будет в соседней деревне — для городского человека это все равно экзотика. Тот же туризм, только рядом, на родине, на своей земле.