Рассказывает: М. Рыбалко
Источник: газета «Бизнес для всех», №51-52, декабрь, 1994 г.
Прислал: Доценко Александр
E-mail: bizzon@ukrpost.net
Сайт: zt.ukrpack.net/bizzon
— В Шотландии, где я был по делам, меня интересовал туристический справочник, который, я полагаю, не случайно оказался в моем гостиничном номере. Полистав его, я решил позвонить в агентство — больше от скуки. Они мне задали всего три вопроса: «Что бы Вам хотелось увидеть?», «На какие средства рассчитываете?» и «Каким временем располагаете?».
Я ответил почти машинально — будто это была дружеская неофициальная дружеская беседа. Но утром меня разбудил телефон. Посмотрел на часы: ровно 5 утра — как было условленно. И началось. Меня возили по маршруту, передавая из рук в руки: то водителю, то гиду, то официанту. За 2 дня мы посмотрели музей Роберта Бернса, озеро Лох-Несс, замок Марии Антуанетты и еще немало интересных объектов — без единого отклонения от графика. Это натолкнуло меня на мысль создать нечто подобное и у нас, в России.
При помощи профессионалов я издал туристический справочник карманного формата — его вручают гостям столицы. Одновременно с этим создавалась специализированная служба сервиса, охватывающая 6 областей. В нее входят музейные работники, владельцы частных кафе и ресторанчиков, содержатели частных коттеджей и сельских усадеб, приспособленных под семейные отели и т.д.
Но основу составляет автопарк, который был создан только для этой цели. Здесь работают водители, которые не только знают 1-2 иностранных языка, но и имеют немало дополнительных обязанностей. Они, например, прекрасно знают маршрут — и способны давать любознательным пассажирам необходимые пояснения по тем местам, мимо которых проезжают. Умеют устраивать небольшой импровизированный пикник, если их об этом попросят. Они обучены оказывать и медицинскую помощь.
Подобная форма обслуживания необычайно выгодна. Это не только помогает развивать сферу местных услуг, но и привлекает к нам западных туристов, которые рекламируют своим друзьям то, что мы постарались им преподнести.