Это неплохой бизнес для грамотных фермеров, разбирающихся в выращивании зелени и овощей. И одновременно с этим не чурающихся Интернета и его возможностей.
На Западе (и у нас тоже) началась мода на натуральные продукты (они их называют «органическими»). Развиваются фирмы по доставке продуктов непосредственно от производителей — с ферм и из деревень (читайте на эту тему Натуральные деревенские продукты).
При этом многие люди не прочь сами что-нибудь такое вырастить на своем огороде или подоконнике (у меня муж выращивает на своем подоконнике перец — не для красоты, а чтобы съесть его на ужин).
Вот для них один англичанин, живущий на своей ферме, решил поставлять рассаду (а почему сразу рассаду, а не семена? Да потому что вырастить из семян растение удается далеко не всем):
Прямо клиентам на дом. В специальных картонных коробках, наполненных соломой:
Благодаря тому, что корни растений содержатся в земляных горшочках, они выдерживают доставку в течение суток (хотя в таком виде могут выдержать и несколько дней):
Клиенту останется только высадить готовые растения на своем участке (или в ящике на подоконнике):
Майк Китчен, создатель этого бизнеса, начал его в 2005 году. К тому времени у него было двое маленьких детей (сейчас у него их уже трое), за которыми нужно было ухаживать. Он взял на работе 18-месячный отпуск по уходу за детьми и уехал на свою ферму, на природу. Спокойная жизнь посреди травы и кустов так его очаровала, что возвращаться вновь на свою работу он уже не захотел. Вместо этого он решил сделать что-то полезное для людей, чтобы они так же, как он, приобщились к природе и имели возможность выращивать и есть свежие продукты. Он решил продавать им готовую рассаду.
Так родился бизнес Rocket Gardens (rocketgardens.co.uk). В буквальном переводе его название звучит как «Сады, поставляемые со скоростью ракеты» (если я что-то понимаю в английском).
Майк построил на своем участке огромные теплицы (не сразу, конечно, его бизнес развивался постепенно):
И принимает заявки на свежую рассаду круглый год. Причем, не только в окрестных деревнях и городах, но и по всей Великобритании.
Он рассылает рассаду не только для весенне-летнего огородного периода, когда клиенты высаживают ее на своих дачных участках (заявки он принимает круглый год, а рассылает такую рассаду весной, к началу посадок в открытый грунт):
Но он готовит посылки с рассадой и для любителей выращивания зелени на подоконниках (ведь и зимой мы нуждаемся в свежем салате и укропе):
Более того, он создал специальную программу для обеспечения школ своей рассадой, с целью научить детей практическому выращиванию растений на школьном огороде:
Кроме того, он предлагает покупателям удобрения, садовый инвентарь, готовые растения.
Есть у предпринимателя и подписка на поставку растений в течение всего года.
Кроме того, у бизнесмена есть еще одна услуга: он приглашает всех желающих отдохнуть на своей ферме (общей площадью 60 га). Всем желающим он предоставит палатку и необходимые вещи для комфортного отдыха на природе (за отдельную плату, конечно):
Простой и благодарный бизнес на своей земле. Майк, как и хотел, проводит все свое время с детьми. Его офис — это его же дом. Утро он начинает с завтрака в кругу семьи. На обед к нему приходят друзья. В течение дня он принимает звонки, выезжает на деловые встречи, либо работает на ферме. В любое время к нему могут присоединиться члены его семьи — помочь в бизнесе либо просто пообщаться.
И при этом бизнес масштабируемый. Потому что клиенты Майка — это 60-миллионная Великобритания.
Он продает свои коробки с рассадой не только через свой сайт, но и через другие магазины. Причем, через третьих лиц он продает только подарочные сертификаты — ваучеры. Чтобы не связываться с посредниками, которые могут подпортить его репутацию, доставляя его рассаду не так быстро, как он это делает сам (в течение суток).
В его планах — продажа ваучеров через розничные магазины и супермаркеты.
Уже сегодня среди его клиентов — 2000 английских школ (а школы — это крупные стабильные заказы).
В прошлом году его оборот составил 500 тысяч фунтов.
Работают в его фирме всего 5 человек. Иногда, в сезонную горячую пору, он нанимает до 20 наемных работников.
По-моему, неплохой семейный бизнес на природе.
А секреты успеха, на мой взгляд, вот такие:
1. Интерес неопытного населения к самостоятельному выращиванию растений (для еды или красоты — не так важно).
2. Продуманная логистика (Майк старается отправлять коробки с рассадой максимально быстро, чтобы растения дошли до клиента свежими).
3. Качество продаваемой рассады (я встречала в Интернете множество довольных отзывов его клиентов — те пишут в своих блогах свои впечатления, размещают фотографии, в том числе и уже выросших растений). Его рассадой пользуется сам Джеймс Оливер (известный на весь мир повар-телеведущий).
4. Ориентир не только на заказы через Интернет, но и через розничные магазины.
5. Подключение школ к базе своих клиентов.
6. Умелое использование подарочных сертификатов в розничной и интернет-продаже. Которые не только позволяют ему расширять клиентуру, но и продавать свою рассаду круглый год.
7. Постоянное расширение ассортимента товаров и услуг.
8. Любовь к своему делу — это та редкая составляющая, которую многие предприниматели не учитывают. А ведь она чувствуется даже на расстоянии и заставляет купить даже тех людей, которые пока еще не являются целевой аудиторией.