Автор идеи: Нелли Федосенко
Если кто-то бывал в Санкт-Петербургском Океанариуме (я была в этом году в сентябре), видел, как грамотно в нем организована коммерческая составляющая.
Вы заходите в Океанариум, проходите весь маршрут (по всему маршруту проложены стрелки, чтобы не заблудиться) и в конце выходите в магазин сувениров Океанариума, где можете потратить денег больше, чем стоит билет в Океанариум:
И здесь продаются сувениры не только на морскую тематику. Мы там купили кроме магнитиков и DVD-диска с экскурсией именные ручки и прикольную табличку на дверь. Потратили примерно 3000 рублей (при стоимости билета в 500 рублей).
Сегодня ходили с детьми в наш местный, недавно открывшийся Музей игрушки:
И если с частью игрушек нам разрешили поиграть (они были разложены посреди зала):
то купить что-нибудь на память оказалось невозможно!
При том, что производства и некоторые мастера, создавшие представленные игрушки, еще живы и вполне успешно работают. Более того, как сообщила экскурсовод, некоторые из них установили связи с иностранцами и поставляют им свои творения напрямую за доллары и евро.
Возможно, продавать иностранцам чисто русские игрушки более выгодно, чем местному населению, но лично я купила бы некоторые игрушки хотя бы на память, как сувенир, по более высокому тарифу, чем просто как игрушки.
Музей, зарабатывая по 30 рублей с человека (столько стоит билет), мог бы зарабатывать в несколько раз больше, продавая если не действующие экспонаты, то хотя бы их сувенирные образцы.
Ведь через его двери ежедневно проходит целевая аудитория с фотоаппаратами и снимающими мобильниками, по цене в 200 раз превышающими стоимость удовольствия лицезреть произведения народного творчества. Грех не заработать на этом (в наше-то голодное для музеев время)!
Убили бы трех (или даже четырех) зайцев сразу:
1. Помогли бы себе (то бишь музею и зарплатам его сотрудников).
2. Помогли бы мастерам, обеспечив их заказами.
3. Помогли бы посетителям музея оставить себе на память нечто более материальное, нежели электронные фотографии.
4. И этим же помогли бы себе еще раз. Так как купленные сувениры и игрушки могут попасть на глаза друзьям и знакомым их обладателей, привлекая бесплатное внимание других членов общества к музею, минуя дорогую рекламу в СМИ.
5. А дополнительная прибыль помогла бы музеям расширить ассортимент, стать еще интереснее и привлекательнее для посетителей (и так далее).
В чем идея бизнеса?
1. Это предложение музеям помочь себе с финансированием.
2. Либо совет предприимчивым людям, которые смогли бы организовать процесс монетизации музейной деятельности на постсоветском пространстве.
Конечно, многие могут сказать: «Муниципальные (или государственные) музеи в России не имеют права заниматься коммерческой деятельностью» (лично я не знаю, так ли это сегодня). Но даже при такой неблагоприятной ситуации можно найти свои решения:
3. Открыть частный коммерческий музей.
4. Открыть рядом с муниципальным некоммерческим музеем коммерческую лавку (как рядом с нашей местной церковью существует церковная лавка, продающая те же самые сувениры на свою тематику).