Автор идеи: Нелли Федосенко
Говорят, супермаркеты выбрасывают массу продуктов, у которых закончился срок годности (как выкидывают — я не видела, но что вдруг этот товар исчезает с полок — встречала).
По закону они должны от них избавляться, даже если это вполне годные товары.
С другой стороны, это не экономно и даже преступно (с моральной точки зрения) во времена, когда многие люди голодают — и в нашей стране тоже.
Ведь все знают, что сгущенное молоко в консервной банке вполне съедобно и безопасно даже через месяц после окончания срока годности (а скорее всего, и через год). Зачем тогда его выкидывать?
Отдайте тем, кто их готов употребить, несмотря на истекший срок годности.
На Западе, я слышала, стали появляться такие социальные магазины, которые продают подобные товары по низкой цене. И желающих их купить настолько много, что приходится вводить талоны и карточки (чтобы в таких магазинах не отоваривались обеспеченные люди).
Значит, спрос есть. И он не может не быть. Наши пенсионеры идут за несколько километров в магазины, где продукты продаются дешевле, чем в соседнем магазине. Поэтому любому магазину, который будет продавать годные товары дешевле, чем все остальные — даже реклама не нужна. Люди и так придут, да еще в очередь встанут.
Вчера встретила подобный проект в Интернете — магазин — Approved Food (буквально переводится как «Еда подтвержденного качества») (approvedfood.co.uk):
Конечно, он не продает молоко или колбасу — товары недлительного хранения. Здесь продаются консервы, кондитерские изделия, собачий корм и туалетная бумага:
По цене в среднем на 50 процентов дешевле, чем в обычных магазинах.
Причем, этому магазину даже приходится сдерживать аппетиты покупателей и ограничивать их желание купить больше. Например, вот эту баночку какао разрешается купить не более 12 штук в одни руки:
Это ли не доказательство, что бизнес успешен?
Его основатель — Дэн Кладерэй — продавший свою первую баночку в августе 2008 года, уже миллионер.
У него большой склад в Шеффилде:
50 сотрудников в штате, которые обрабатывают примерно 600 заказов в день:
и намерение расширяться по всему миру (учитывая то, что в его магазине отовариваются даже жители других стран, кстати, это видно по карте посещений его магазина, в который заходят из Германии, США, Франции и Голландии):
А то, что спрос на просроченные товары растет, доказывает график посещаемости его интернет-магазина:
Причем, обратите внимание, самый большую долю трафика обеспечивают заходы в магазин напрямую — 42 процента (первый синий столбик на графике). То есть это те люди, которые уже знают магазин и заходят в него отовариться (то есть постоянные покупатели).
Такой доли прямых заходов нет даже у крупнейших российских интернет-магазинов — ни у ОЗОНа, ни у Wildberries.ru, ни у Lamoda.ru!
Но эта доля близка к интернет-магазину австралийского предпринимателя Руслана Когана, который поставил своей целью продавать дешевле всех (у Когана доля прямых заходов — 49 процентов):
Это доказывает то, что магазину дешевых товаров (даже просроченных) не нужно тратиться на рекламу — люди сами его разыщут, придут в него с деньгами, и их даже придется сдерживать, чтобы они не раскупили сразу весь товар.
Так что если вы захотите открыть в своем городе магазин дешевых просроченных товаров — он заранее будет обречен на успех.
Единственное, что нужно будет продумать — как узаконить продажу подобных продуктов. Я слышала, есть возможность провести партии просроченного товара дополнительную экспертизу, доказывающую годность товара и продляющую срок его годности. Тогда продажи будут узаконены.
Еще нужно будет договориться с супермаркетами о предоставлении вам просроченных продуктов (возмездно или безвозмездно). Я думаю, если вы сами приедете и сами увезете из магазина просроченный товар на экспертизу, а потом в свой магазин — супермаркет вряд ли за это затребует с вас какие-то деньги. Но нужно действовать по ситуации.
Начните с хлеба (если это возможно). Старый хлеб никто в магазинах покупать не любит. Но старый хлеб со скидкой обязательно купят (те же пенсионеры и многодетные семьи). Ни один супермаркет в моем городе не продает устаревший хлеб со скидкой. Самые крупные уважающие себя супермаркеты сразу от него избавляются; другие — продают как свежий (и из-за этого теряют покупателей), возможно, они были бы рады сбыть его вам по какой-нибудь ненулевой цене.
Возможно, наши супермаркеты просроченные товары не выбрасывают, а куда-то сбывают. Нужно это выяснить. Во всяком случае, вы можете предложить этим магазинам свою альтернативу (может быть, ваш вариант сбыта будет для супермаркета предпочтительнее).
Такому магазину не нужны яркие вывески и аниматоры-зазывалы (к чему ложные яркие наклейки, когда суть и так всем ясна?). Главное — оформить помещение чистенько, со вкусом и без лишних ступенек (чтобы толпа страждущих не нанесла себе травмы в борьбе за дешевый товар).