Автор идеи: Нелли Федосенко
В прошлой идее (Магазин на колесах ) многие усмотрели одну сложность для российской действительности: у нас существуют ограничения на выездную торговлю.
Но, как оказалось на практике, эти ограничения (если они действительно есть) вполне преодолимы. Во всяком случае, Анна Тихомирова, владелица книжного магазина на колесах «Бампер», вполне с этим справляется и колесит на своем автобусе как по Москве, так и по регионам.
(Возможно, она с этой трудностью справилась именно потому, что не ставила перед собой подобных препятствий?)
А началось все с того, что Анна — психолог и создатель центра для работы с трудными подростками «Перекресток» — начала мечтать о своем бизнесе — большом книжном магазине для детей и их родителей, с выездным автобусом (на примере одного книжного магазинчика на Сицилии, про который ей рассказала одна из знакомых).
Но, как оказалось, открыть книжный магазин — это очень дорого. Банк денег ей не дал. Осталось рассчитывать только на свои силы. И денег, которые Анна смогла найти, хватило только на покупку старого автобуса 1980 года выпуска (за 450 тысяч рублей), да и то в рассрочку.
Еще 200 тысяч рублей она вложила в переоборудование и покраску автобуса.
Первый торговый день новоиспеченного магазина «Бампер» случился в саду «Эрмитаж» в декабре 2010 года, куда Анна приехала на нем на книжную ярмарку «Букмаркет». Прибыль от продаж книг оказалась неожиданно высокой.
Наибольшую прибыль книжный автобус приносит на выездах в школы. В школы его приглашают потому, что Анна с коллегами не просто продает книги, но и проводит с детьми образовательные и психологические беседы.
И книги для продажи она приобретает такие, которые редко встречаются в провинциальных книжных магазинах — малотиражные, но очень полезные для детского воспитания и образования.
Ездит она и в детские дома — с благотворительной целью. Потому что ее бизнес — это прежде всего социально ориентированный бизнес (возможно, ее благородные цели и родили о необычном книжном автобусе массу публикаций в Интернете, что непременно способствует развитию ее бизнеса).
Оборот «Бампера» за 2011 год составил несколько миллионов рублей (источник: zautra.by/cont/print.php?sn_nid=10014), проект еще не вышел на самоокупаемость, потому что большую статью расходов составляют выплаты за автобус, зарплата сотрудникам и водителю (выше, чем у среднего продавца и шофера).
Но у Анны Тихомировой большие планы — приобрести еще несколько автобусов, в том числе и маленький, чтобы удобнее было заезжать во дворы (еще один автобус ей уже подарили на конкурсе предпринимателей, где она выиграла в номинации «Социальный бизнес»).
Итак, где торговать магазину на колесах (из опыта книжного выездного магазина)?
1. На ярмарках и фестивалях («Бампер» — активный участник книжных ярмарок и разных творческих фестивалей).
2. На территории приглашающих организаций («Бампер» заезжает на территории школ и детских домов). Как сообщила владелица книжного магазина в одном из интервью — planetasmi.ru/blogi/comments/6302.html, в Москве чаще всего ее автобус стоит во дворе Центрального Дома Художника (ЦДХ поддерживает ее проект).
3. Чтобы встать и торговать в какой-то части города, нужно разрешение управы (из этого интервью — papmambook.ru/articles/16/). Некоторые управы Москвы идут навстречу. (Как сказала Анна, если бы они торговали книгами только в Москве, проект давно бы уже окупился)
Если вы почитаете блог проекта — bumperbooks.livejournal.com — и его группу ВКонтакте — vk.com/club19964878, увидите, что книжный автобус не простаивает, работает практически каждый день. В том числе и в других городах России. Например, совсем недавно он совершил тур по 7 городам краснодарского края:
То есть торговать с колес в нашей стране можно. И не только книгами. И не только в своем городе. Ведь торгуют в нашем городе, к примеру, с колес молоком и яйцами — несколько раз в неделю приезжают в город (закрытый!) грузовики из ближайших деревень.
Самое главное — выбрать товар, за которым местному населению будет не лень зайти в ваш автобус. Второе — уметь договариваться с местными властями. И третье — оформить ваш автобус так, чтобы в него захотелось зайти даже случайным прохожим. Например, как оформила свой автобус британская фирма, торгующая игрушками:
К такому автобусу будут не только подходить, но и в очередь вставать.