Автор идеи: Нелли Федосенко
В прошлой идее (Магазин на колесах ) многие усмотрели одну сложность для российской действительности: у нас существуют ограничения на выездную торговлю.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и ВКонтакте, чтобы первым узнавать все новости
Но, как оказалось на практике, эти ограничения (если они действительно есть) вполне преодолимы. Во всяком случае, Анна Тихомирова, владелица книжного магазина на колесах «Бампер», вполне с этим справляется и колесит на своем автобусе как по Москве, так и по регионам.
(Возможно, она с этой трудностью справилась именно потому, что не ставила перед собой подобных препятствий?)
А началось все с того, что Анна — психолог и создатель центра для работы с трудными подростками «Перекресток» — начала мечтать о своем бизнесе — большом книжном магазине для детей и их родителей, с выездным автобусом (на примере одного книжного магазинчика на Сицилии, про который ей рассказала одна из знакомых).
Но, как оказалось, открыть книжный магазин — это очень дорого. Банк денег ей не дал. Осталось рассчитывать только на свои силы. И денег, которые Анна смогла найти, хватило только на покупку старого автобуса 1980 года выпуска (за 450 тысяч рублей), да и то в рассрочку.
Еще 200 тысяч рублей она вложила в переоборудование и покраску автобуса.
Первый торговый день новоиспеченного магазина «Бампер» случился в саду «Эрмитаж» в декабре 2010 года, куда Анна приехала на нем на книжную ярмарку «Букмаркет». Прибыль от продаж книг оказалась неожиданно высокой.
Наибольшую прибыль книжный автобус приносит на выездах в школы. В школы его приглашают потому, что Анна с коллегами не просто продает книги, но и проводит с детьми образовательные и психологические беседы.
И книги для продажи она приобретает такие, которые редко встречаются в провинциальных книжных магазинах — малотиражные, но очень полезные для детского воспитания и образования.
Ездит она и в детские дома — с благотворительной целью. Потому что ее бизнес — это прежде всего социально ориентированный бизнес (возможно, ее благородные цели и родили о необычном книжном автобусе массу публикаций в Интернете, что непременно способствует развитию ее бизнеса).
Оборот «Бампера» за 2011 год составил несколько миллионов рублей (источник: zautra.by/cont/print.php?sn_nid=10014), проект еще не вышел на самоокупаемость, потому что большую статью расходов составляют выплаты за автобус, зарплата сотрудникам и водителю (выше, чем у среднего продавца и шофера).
Но у Анны Тихомировой большие планы — приобрести еще несколько автобусов, в том числе и маленький, чтобы удобнее было заезжать во дворы (еще один автобус ей уже подарили на конкурсе предпринимателей, где она выиграла в номинации «Социальный бизнес»).
Итак, где торговать магазину на колесах (из опыта книжного выездного магазина)?
1. На ярмарках и фестивалях («Бампер» — активный участник книжных ярмарок и разных творческих фестивалей).
2. На территории приглашающих организаций («Бампер» заезжает на территории школ и детских домов). Как сообщила владелица книжного магазина в одном из интервью — planetasmi.ru/blogi/comments/6302.html, в Москве чаще всего ее автобус стоит во дворе Центрального Дома Художника (ЦДХ поддерживает ее проект).
3. Чтобы встать и торговать в какой-то части города, нужно разрешение управы (из этого интервью — papmambook.ru/articles/16/). Некоторые управы Москвы идут навстречу. (Как сказала Анна, если бы они торговали книгами только в Москве, проект давно бы уже окупился)
Если вы почитаете блог проекта — bumperbooks.livejournal.com — и его группу ВКонтакте — vk.com/club19964878, увидите, что книжный автобус не простаивает, работает практически каждый день. В том числе и в других городах России. Например, совсем недавно он совершил тур по 7 городам краснодарского края:
То есть торговать с колес в нашей стране можно. И не только книгами. И не только в своем городе. Ведь торгуют в нашем городе, к примеру, с колес молоком и яйцами — несколько раз в неделю приезжают в город (закрытый!) грузовики из ближайших деревень.
Самое главное — выбрать товар, за которым местному населению будет не лень зайти в ваш автобус. Второе — уметь договариваться с местными властями. И третье — оформить ваш автобус так, чтобы в него захотелось зайти даже случайным прохожим. Например, как оформила свой автобус британская фирма, торгующая игрушками:
К такому автобусу будут не только подходить, но и в очередь вставать.