Случайно прочитала в Интернете историю становления бизнеса Людмилы Браташ, которая практически в одиночку организовала в нашей стране элитные авиаперевозки.
Дело было в 90-х годах. Когда старая система сломалась, в России стали появляться олигархи, сюда стали приезжать различные богатые люди — а соответствующего сервиса для них здесь не было.
И вот тогда Людмила Браташ, которая работала в те годы журналисткой, решила взять оказание подобных услуг на себя. Тем более что сфера авиаперевозок была ей косвенно знакома — ее отец работал военным летчиком.
Причем, ей не пришлось вкладывать огромные деньги в покупку самолетов. «Зачем?» — сказала она в одном интервью. «Я просто арендовала чужие самолеты». Самое главное в ее бизнесе были не сами самолеты, а правильная организация системы полетов и сервиса в воздухе.
За короткий срок она изучила все вопросы, связанные с авиаперевозками (от наземных служб до устройств самолетов). Набрала свою команду администраторов, пилотов и бортпроводников. И создала свою компанию элитных авиаперевозок Al Air.
Ее авиакомпания Al Air блестяще справлялась со своей задачей. Правда, и Людмиле пришлось очень много потрудиться при становлении бизнеса — особенно когда в стране были трудности с авиатопливом и когда приходилось самой лично решать проблемы с российскими пограничниками. Ее могли поднять телефонном звонком среди ночи, чтобы решить ту или иную проблему. Нередко ей самой приходилось печь блины для своих состоятельных клиентов, чтобы привезти их с утра к самолету. (Подробнее об этом можете почитать здесь: groups.google.com/forum/#!topic/fido7.su.pilot/cEjo4lYXHRU)
Но зато и отдача была велика.
Если посмотреть сегодняшние расценки на элитные авиаперевозки, то стоимость билетов для пассажиров в них доходит до 30 тысяч долларов (на одном таком рейсе авиакомпания зарабатывает сотни тысяч долларов):
Людмила стала богатой женщиной. У нее была недвижимость как в Москве (несколько элитных квартир), так и в Париже.
В Подмосковье у нее была шикарная вилла, куда она приглашала в гости известных людей (можете почитать заметку Нины Дилон «Хорошо жить не запретишь» — ninadilon.livejournal.com/15361.html):
Жаль, что бизнес рухнул, когда Людмила начала злоупотреблять спиртными напитками (а потом и умерла — совсем недавно, в феврале 2016 года).
Но он показывает, что отличный сервис для многих богатых людей значит много больше, чем просто услуга. Подумайте, есть ли среди ваших клиентов (если у вас уже есть свой бизнес) потребность получить бОльший сервис, чем обычно?
Именно поэтому в Бизнес-Молодости, например, предпринимателям советовали создавать кроме обычных, еще VIP-услуги — именно для таких клиентов. Например, компания, обучающая людей катанию на роликах, может предложить изысканным клиентам VIP-услугу — индивидуальное обучение катанию на роликах, по цене, в 3 раза выше обычного обучения в группе.
Причем, дополнительного оборудования при этом покупать не нужно. Всё то же самое, только сервис на более высоком уровне.
Кроме того, сам по себе хороший сервис может означать спасение вашего бизнеса в трудные времена. У нас в городе за последнее время закрылось несколько небольших магазинчиков. И не потому, что вокруг развелись сетевые магазины (в сетевых магазинах тоже не всё можно купить). А сервиса никакого.
Придешь в иной магазин за детским мылом (я обычно по 30-40 штук такого мыла покупаю). «Мыло есть?» — спрашиваю. «Нет». «А когда привезут?» — «Зайдите в пятницу».
Я прихожу в пятницу. «Мыло есть?» «Нет» (Какого черта тогда меня пригласили в пятницу?! Я тащилась через полгорода за этим мылом.)
Прихожу в другой магазин за помадой (тоже приходится тащиться на другой конец города, потому что такая помада бывает только там). «Помада есть?» «Нет, но мы вам привезем. Скажите, какой у вас номер телефона и мы вам позвоним.»
Совершенно два разных подхода к клиентам. Первый магазин уже закрылся. А второй еще держится (я видела его тетрадь записей заказов — она огромная!).
Но вернемся к элитным авиаперевозкам. Меня в этой истории впечатлило именно то, что вложения в такой бизнес могут быть небольшими. Что стоимость сервиса может быть настолько высока, что на эти деньги можно арендовать готовый самолет, да и себе на несколько квартир с виллой останется.
Можно ли подобный сервис организовать на земле? Конечно. Некоторые подобные бизнесы уже существуют (элитные похороны, такси для любимых животных, организация свадеб).
Но что-то еще можно придумать.
Например, в Новосибирске одна транспортная компания (найдете ее услуги на странице specteh-nsk.su/index/arenda_avtobusa/0-14) придумала перевозку школьников в элитные школы с охраной вот в таких автобусах:
И она же придумала перевозки корпоративных сотрудников с оборудованными в автобусе рабочими местами:
Чтобы они не теряли время и работали даже в длительных поездках.
Есть в нашем городе потребность в перевозке больных людей в областную больницу (и обратно). Обычные автобусные рейсы им не подойдут — таким людям нужно ехать лежа (или сидя, но очень осторожно).
Люди выкручиваются как могут. Просят своих знакомых, нанимают такси (в которых можно развалиться на заднем сиденье). Соседка по моей старой квартире рассказывала жуткую историю — как ей пришлось везти умершего отца (он умер в областной больнице после операции) на заднем сиденье легковушки. Представляете, как везти окоченевшее тело в сидячем положении три часа (мало того — у людей горе, да еще такое измывательство над трупом)?
Очень много людей ездят в Нижний Новгород на замену тазобедренного сустава. Сейчас операции делают на потоке. Несколько дней — и освобождай помещение! Такой человек и на костылях еле стоит, а ему предлагают садиться в автобус или такси, которое за 200 километров пути весь его сустав растрясет так, что ему придется обратно в больницу возвращаться.
В такой ситуации можно организовать специальные медицинские рейсы. Довозить пациента от самого дома до дверей больницы, в комфортном лежачем положении. В любое время, как ему надо. И довозить его обратно, после выписки.
Такому сервису даже рекламу нигде давать не надо. Договориться с врачами, которые отправляют людей на лечение в областной центр — и те просто будут поставлять вам готовых клиентов.
Может быть, даже получится организовать такой сервис без покупки специального автомобиля. В каждом городе полно Газелей, чьи хозяева ищут подработку на перевозках. Оборудовать такую Газель комфортными лежачими условиями (здесь не нужно никаких дополнительных устройств, как в настоящей Скорой, достаточно просто добавить одно лежачее место) и договориться с владельцем о сотрудничестве. Вы ищете клиентов, он — их возит.
Так что подумайте, какие еще комфортные услуги вы можете предложить своим горожанам (те, которые им сейчас очень не хватает). В этом и будет ваш особый (элитный) бизнес.