Ботаники по Вызову

0
1370
Ботаники по Вызову

Автор идеи: Нелли Федосенко

Как вы поняли из названия, данный бизнес заключен в оказании компьютерных услуг населению (ремонт, настройка, установка и переустановка ПО и т.д.).

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и ВКонтакте, чтобы первым узнавать все новости

«Старый сервис» — потому что такая услуга, как ремонт и обслуживание компьютеров — давно известна, и многие на этом уже зарабатывают. Но «новый сервис» именно потому, что представленный ниже бизнес — это выход на совершенно другой уровень.

Это не просто «пришел — наладил — получил деньги — ушел». Это создание целого бренда, со своим стилем и правилами, с духом самопожертвования во имя блага клиента.

Этот бизнес можно открыть в любом городе, даже при наличии крупных конкурентов. Самое главное — найти наилучший подход к клиенту. Что и осуществила недавно одна семейная американская фирма со смешным названием «Ботаники по Вызову» («Nerds on Call»). Именно на ее примере я хочу показать, как такой бизнес может родиться и развиться даже при наличии крупного регионального конкурента.

А как все началось?

Семейная пара Элдридж - создатели компании Ботаники по Вызову

Все началось в 2004 году. После того как глава семьи Андреа Элдридж (Andrea Eldridge) удалил вирус с компьютера своей матери, его жена сказала ему: «А почему бы тебе не превратить свое хобби в бизнес?».

Андреа решил попробовать. Разместил в газете небольшое объявление о ремонте и настройке компьютеров — и был буквально завален звонками. С 7 утра до 11 вечера он удалял с чужих компьютеров вирусы, оптимизировал скорость, устанавливал программы…

Он понял, что ему нужны помощники. Так была создана компания «Ботаники по Вызову».

Был создан сайт компании, под стать своему названию — callnerds.com (ниже вы можете видеть главную страницу сайта «Ботаников»):

Главная страница компании Nerds on Call

Компания быстро завоевала популярность не только в своем городе (Реддинге, Калифорния), но и в соседних городах, куда Андреа Элдридж направил свою экспансию.

Доход его компании увеличился с 832 тысяч долларов в 2005 году (уже на следующий год после создания), до 2.4 миллионов долларов в 2008 году:

Доход компании Nerds on Call в 2008 году

В 2009 году доход компании составил 2.7 миллиона долларов:

Доход компании Nerds on Call в 2009 году

И это при том, что за несколько лет до этого (а именно в 1994 году) крупнейшая американская фирма Best Buy (продавец электроники) запустила в США целую сеть своей дочерней компании Geek Squad («Команда Гиков») по оказанию компьютерных услуг.

«Ботаники по вызову» откусили от пирога «Гиков» солидный кусок именно благодаря тому, что «Гики» оставляли после себя массу недовольных клиентов.

Чем «Ботаники» оказались привлекательнее для клиентов?

Как «Ботаники по Вызову» завоевывали популярность:

1. «Ботаники по вызову» стали брать оплату исключительно за проделанную работу, а не за потраченное сотрудником время. (Если сотрудник компании прибыл к клиенту и обнаружил, что помочь ничем не может, плата вообще не берется.)

2. Поэтому они работают быстро (у них прямой интерес заработать фиксированную сумму за минимальный срок).

3. По городу они разъежают на фирменных автомобилях (это и поддержка имиджа и дополнительная реклама):

Фирменные автомобили компании Nerds on Call

4. «Ботаники по вызову» позиционируют себя как семейная фирма (видно, американцам уже надоел корпоративный подход), максимально приближенная к своим клиентам (они пишут на своем сайте: «Наше счастье напрямую зависит от вас: когда вы довольны нашим сервисом, мы спим спокойно»).

Ботаники по Вызову - семейный бизнес

5. На благо «Ботаников» сыграли несколько скандалов, связанных вокруг «Гиков». Против сотрудников «Гиков» было возбуждено несколько скандальных дел (один из сотрудников установил в ванной клиентки видеокамеру для подглядывания за ней, другие скачивали с компьютеров клиентов порнографию, а однажды сотрудник компании представился полицейским — благо у них форменная одежда и жетоны — и заставил проститутку отдаться бесплатно). (Работать честно — выгодно.)

6. Возможно, из-за п.5 «Ботаники по Вызову» проверяют досье на своих потенциальных сотрудников и не берут кого попало (вот одно из их объявлений, которое я встретила в Интернете):

Объявления Nerds for Call о приеме на работу

Подчеркнуто красной линией предупреждение: «Мы проверяем криминальную и личную информацию».

7. Самое главное отличие услуг «Ботаников» от «Гиков» (которое отмечает глава компании): «Ботаникам» часто приходится работать бесплатно, но клиенты видят в них прежде всего специалистов, а не продавцов, которым нужно что-либо им продать.

8. На имидж (и маркетинг) компании «Ботаники по вызову» несомненно работает их сайт, название которого звучит даже как призыв «Позвони Ботаникам» (не зря на их главной странице самым заметным является телефонный номер).

9. «Ботаники» предлагают своим клиентам заработать: они предоставляют:
— бонус в 25 долларов за снятый видеоотзыв об их компании;
— бонус в 25 долларов за фотографию их фирменного автомобиля, увиденного на улицах города (на таких автобилях сотрудники компании приезжают к клиентам):
— бонус в 10 долларов за письменный отзыв;
— бонус в 20 долларов за приведенного нового клиента.
Это и положительный имидж создает, и привлекает новых клиентов.

10. Ботаники продолжают свою экспансию по Америке (имея наработанный опыт в одном-двух городах, продублировать его в других городах несложно). Сегодня в штате компании 65 сотрудников, которые работают в 13 городах США.

Почему такой бизнес в России еще более перспективен?

1. Конкуренции здесь практически нет (во всяком случае, такой масштабной, как в США).

2. Существующий сервис (если он есть) отвратительный.

Существующие компьютерные салоны (во всяком случае, в моем городе) в лучшем случае установят вам ПО на только что собранный компьютер (ну, и заменят одну деталь на другую). В худшем скажут: мы вам продаем железо, а не начинку, так что ищите сами.

Года два назад я подключалась к ADSL Волги-Телеком (регионального провайдера). Деньги с меня взяли, а как подключиться к Интернету — не сообщили. На мой вопрос, есть ли у них специалисты, которые могли бы прийти ко мне домой и подключить все как надо, сказали, что специалистов у них нет, ищите сами.

Я, конечно, нашла грамотного человека (не без труда), который устанавливал мне подключение 2 дня, но так и не смог подключить (а работал при этом в компьютерном салоне). Кончилось тем, что я с модемом под мышкой отправилась в офис Волги-Телеком для перенастройки модема (еще и уговаривать их пришлось).

Вот так и все остальные пользователи: купят услугу, а потом ищут (по объявления и по знакомым), кто бы им все это установил (не зря у нас в городе через год поймали «хакера», который занимался подключением пользователей к ADSL, а потом по их логинам и паролям заходил в Интернет, наворовал у Волги Телеком услуг на 3 миллиона рублей; какой это хакер, если любой случайный человек, найденный по объявлению, получал доступ к логинам и паролям пользователей, просто потому, что Волге Телекому недосуг самому обеспечить сервис для своих новых клиентов).

3. Огромный спрос.

Каждый человек, который имеет компьютер, сталкивается с массой проблем: обновление ОС, установка программ и периферии, подключение Интернета, организация локальной сети, оптимизация работы компьютера и т.д. и т.п.

Наличие спроса подтвержает большая армия частников, которая работает в основном по бесплатным объявлениям (и среди них попадаются нечестные на руку люди).

Низкая квалификация большинства частников лишь обострила проблему качественных компьютерных услуг населению. Я сама периодически прибегаю к услугам частников и всегда остаюсь немного разочарованной (обращаться в компьютерную фирму меня отучили сами же эти фирмы — там отстой полнейший). Нет у частников полного профессионализма и полной безотказной поддержки. Каждый из них что-то умеет, а что-то не умеет. Обращаешься то к одному, то к другому, то к третьему. Это потеря времени и нервов.

А есть среди них такие специалисты, которые не только отремонтируют и настроят, но и посоветуют (один такой частник недавно помог мне установить бесплатный Интернет почти на все домашние компьютеры, а я уж собиралась провайдеру по 500 рублей в месяц платить за каждую компьютерную голову). Этот частник, к слову сказать, нигде больше не работает, живет своими услугами вполне обеспеченно, рекламы нигде не дает, его и так из уст в уста рекламируют.

Так что спрос есть и немалый.

4. Спрос растет непомерными темпами.

В связи с развитием быстрого Интернета компьютерами сейчас обзаводятся даже самые малограмотные в компьютерном плане слои населения (они в основном видео качают) — им без помощи специалистов никак не обойтись (то вирус подцепят, то ПО нужно обновить для более комфортного просмотра).

Плюс компьютерная техника и ПО устаревают сейчас настолько быстро, что приходится обращаться в подобный сервис как минимум 1 раз в 2-3 года (это если других проблем нет). Например, не успела я израсходовать картридж своего лазерного принтера (купленного 5 лет назад), как он (принтер) уже устарел (пришлось на один из домашних компьютеров установить устаревшую ОС, чтобы принтер не выкидывать). А при обновлении почтовой программы The Bat (которую я несколько лет подряд не обновляла) просто сгорела вся почта (новая версия The Bat оказалась несовместима со старой).

По-моему, причин открыть подобный бизнес в России достаточно.

Как начать компьютерный бизнес?

Начать можно с нуля — «Ботаники по Вызову» так и начинали. Они открыли офис лишь только когда заработали достаточно денег.

Первые рекламные объявления можно давать так же бесплатно (а так как люди, владеющие компьютерами, тесно между собой общаются, то дальнейшая реклама может и не понадобиться).

Российский аналог «Ботаников» я бы тоже назвала как-нибудь просто, мило и смело. Например, «Компьютерные Гении», «Компьютерная скорая помощь», «Нет Проблем», «АнтиЧайник» (кстати, для последнего варианта есть свободный домен antichainik.ru).

Набрать в компанию исключительно честных и грамотных специалистов (один из компьютерных специалистов рассказывал мне, что сканирует компьютеры всех свои клиентов на предмет отлова их паролей — для последующего использования — таких специалистов лучше не брать).

Если вы соберетесь заняться подобным бизнесом в России, рекомендую вам заглянуть на сайт callnerds.org (как я поняла, это внутренний сайт «Ботаников по Вызову»). Этот сайт содержит ссылочки на источники самого популярного программного обеспечения, которые могут вам пригодиться в работе. Хотя, возможно, в Рунете тоже есть нечто подобное и не менее полезное.

Ну, и конечно, помните, что главное в этом бизнесе — удовлетворение клиентов. Ни один ваш клиент не должен быть недоволен (пусть он будет доволен даже в ущерб вам). Потому что существует правило, сформулированное Джо Джирардом (самым лучшим продавцом в мире): 1 человек — это 250 контактов (а в эпоху Интернета это число можно увеличить в несколько раз). Один довольный клиент способен привести вам еще 250 новых клиентов. А один недовольный клиент может рассказать о вашей «нехорошей компании» тем же 250 своим друзьям и знакомым (что может отрицательно сказаться на вашем имидже и вашей прибыли).

Если ваш клиент будет вами доволен, тогда никто другой не сможет ухватить ни кусочка от вашего пирога.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ