Прошел ровно месяц, как я преобразовала а свой интернет-магазин идей и технологий в Магазин бесплатных книг. Можно уже подвести некоторые итоги. И решить, что же лучше: продавать электронные книги или раздавать их бесплатно?
Успех интернет-магазина
Сразу скажу, что свой магазин infoseller.ru я считаю успешным. В продаже находились около 30 книг и они приносили мне чистую прибыль (за вычетом всех затрат и комиссионных авторам) 800-900 долларов в месяц (в свое лучшее время, когда я принимала платежи самыми разными способами и активно продвигала товар среди своей аудитории).
Успех его заключался прежде всего в том, что в нем продавался товар, специально созданный для целевой аудитории (в магазин заходили в основном посетители сайта Домашний бизнес и читатели сопутствующих рассылок).
Были в моем магазине книги, в принципе, имеющие спрос, но не подходящие аудитории сайта (например, книга про то, как похудеть). Они практически не продавались (или продавались со скоростью 1 штука в месяц). Что подтверждает мысль, что продавать товар нужно только целевой аудитории, той, которая хочет его купить.
И если у вас нет целевой аудитории (либо вы не знаете, где ее взять по приемлемой цене), то ваш магазин не будет иметь продаж (это я к тому, что владение интернет-магазином — это еще не бизнес; бизнес начинается тогда, когда у вас есть целевая аудитория — бесплатная или по приемлемой цене).
Чтобы интернет-магазин был успешным в Рунете, он должен предоставить клиенту все доступные способы оплаты: как виртуальными деньгами, так и обычными. Подавляющее большинство покупателей моего магазина использовали для оплаты традиционные платежи: банковское перечисление, почтовый перевод (и меня, честно говоря, это удивляло: людям не лень было идти на почту или в банк, чтобы оформить платеж; предполагаю, что прибыли магазина были бы в несколько раз выше, если бы в России была бы такая же универсальная система оплаты через кредитки, как в буржуйнете).
Правда, для приема оплаты через банк и почту я использовала Рупей, от услуг которого впоследствии пришлось отказаться. Такие не виртуальные платежи в Рупей обрабатывались вручную, что приводило к большому количеству ошибок и незачислению платежей. А это приводило к недовольству клиентов и лишней трате времени на поиск платежей.
Самый лучший выход из этой ситуации — это прием платежей на собственные реквизиты. Но это означает еще большую потерю времени (из-за одного платежа можно потратить полдня) или денег (если для получения платежей придется нанимать человека).
Кстати, как только я отказалась от работы с Рупей (и не наняла человека для похода на почту за платежами), доход магазина значительно снизился! Поэтому я и утверждаю: в рунет-магазине обязательно должны быть представленные привычные, невиртуальные способы оплаты.
Так почему же я отказалась вести свой интернет-магазин? Причин несколько.
Трудности ведения интернет-магазина электронных книг
1. Как ни крути, а работа с интернет-магазином требует значительных временных затрат (если не нанимать сотрудников): переписка с потенциальными клиентами и с постоянными клиентами, поиск и обработка платежей, доставка товара покупателю, ведение отчетности.
У меня это занимало все свободное время. У меня не оставалось времени на написание статей и на выпуск рассылок (а один выпуск рассылки мог мне принести 60 долларов сразу).
Я решила, что написание статей и ведение рассылок для меня более перспективно (так как 1 статья мне приносит мне (в упрощенном сравнении) столько же денег, сколько продажа 20 книг + дополнительных подписчиков, что означает дальнейшее увеличение дохода с 1 статьи).
Конечно, можно было автоматизировать процесс (хотя прием невиртуальных платежей автоматизировать невозможно), но для этого нужны либо знания, либо дополнительные затраты на услуги специалистов (а на это стоило пойти только осознавая перспективы бизнеса; лично я таких перспектив не увидела).
2. Магазин не может развиваться без пополнения новыми товарами. Я искала новые электронные книги, мне их присылали начинающие авторы. Разбор новых книг и поиск шедевров — тоже отнимает массу времени (особенно если относиться к содержанию книг достаточно придирчиво; даже хорошие книги требовали порой длительной работы по редактированию, по созданию приемлемой презентации). Все бы ничего, если бы шедевры были. Но их практически не было.
3. В ситуации, когда пользователи, прежде чем купить, ищут бесплатные аналоги в Интернете, продажа электронных товаров не будет перспективной. К сожалению, такова ситуация в Рунете.
Запароливать книги, привязывая их к компьютеру — бесперспективный методы борьбы с нарушением авторского права. Во-первых, любую защиту можно взломать. Во-вторых, лично я, намучившись однажды с открытием запароленной книги, больше не покупаю книги у таких продавцов.
Поняв, что у моего магазина нет перспектив, я решила его закрыть (тем более что он мешал мне развиваться в другом направлении). Но не просто закрыть, а превратить его в площадку с бесплатным контентом. Заодно и проверить: что выгоднее?
Доход с блога
Итак, один месяц (январь 2008 года) мой магазин проработал как площадка для бесплатных электронных книг. За этот месяц я успела разместить в нем 6 книг (бесплатные интересные книги найти легче, чем платные). Разместила бы больше, если бы хотела. Но для правдоподобности эксперимента я не стала напрягаться.
Доход магазину бесплатных книг создавали два рекламных блока: один от Яндекс.Директ, другой — от Google Adsense.
Итог: на контекстной рекламе в январе 2008 года магазин заработал 506 долларов (сравните: продажа электронных книг в декабре 2007 года принесла ему всего 190 долларов чистой прибыли!).
Плюс к этому он получил дополнительных 1455 подписчиков (против 140 подписчиков за декабрь 2007 г.).
Итоги
Зарабатывать на продаже электронных товаров в Рунете можно.
Для увеличения прибыли необходимо принимать платежи самыми разными способами (а лучше всего — всеми возможными).
Прежде чем создавать магазин, необходимо задуматься: откуда в него придет целевая аудитория, окупится ли приобретение целевой аудитории.
Ведение интернет-магазина потребует от вас значительных временнЫх или денежных затрат (если вы хотите его развивать).
При полной нагрузке вы можете выйти на уровень 800-900 долларов в месяц чистой прибыли при средней посещаемости магазина 550 посетителей в день (это статистика моего магазина за октябрь 2006 года, самый успешный свой месяц).
Ну, а можно пойти более легким путем. Найти бесплатные электронные книги (их гораздо больше), привлечь целевую аудиторию (бесплатную книгу легче скачать и оценить, поэтому целевая аудитория привлекается легче), разместить контекстную рекламу на страницах сайта — и все. При практическом вашем бездействии ваш «магазин» заработает вам 500 долларов чистой прибыли с контекстной рекламы (при 700 пользователях в день — это статистика моего магазина за январь 2008 г.).
Поэтому: все варианты работают.
Пусть каждый выбирает, что ему нравится: тяжелый труд и неплохая прибыль или легкий труд за половину этой прибыли.
P.S. Мой магазин — это всего лишь частный случай. Его историю (и выводы, которые я на этой истории сделала) можно рассматривать лишь как пример, но не как аксиому.