Автор идеи: Нелли Федосенко
Индийский предприниматель Кунал Шах занимался вопросами маркетинга — как заставить человека охотнее покупать товары тех или иных фирм. Первоначально он создал компанию, которая за каждую покупку начисляла пользователю так называемый Cashback — то есть часть денег за покупку возвращалась на покупательский кошелек (или счет).
Но в такой схеме есть одно слабое место. Чтобы человеку получить Cashback, ему нужно сначала заставить себя что-то купить.
Но есть один род покупки, на которую человека не надо дополнительно сподвигать. Он вынужден это покупать, причем, довольно часто. Эта покупка — пополнение счета мобильной связи.
И тогда Кунал решил привязать все эти маркетинговые штучки — скидочные купоны — именно к пополнению счета.
Он открыл в Индии компанию FreeCharge.in (буквально — «Бесплатное пополнение счета»), которая позволяла каждому пользователю, пополняя счет своего мобильного телефона, получать дополнительные купоны на различные товары и услуги:
Причем, купоны из самых разных сфер — из сферы питания, услуг, развлечений, путешествий, здоровья, товаров.
Некоторые купоны достаются бесплатно, а за некоторые нужно заплатить 1-3 рупии (0.8-2.5 рубля на наши деньги). Как, например, за купон на покупку взрослого велосипеда (я на сервисе freecharge.in заказала пополнение счета на 500 рупий и мне за 1 дополнительную рупию предложили воспользоваться скидкой в 500 рупий, получается, что для меня пополнение счета, действительно, почти бесплатное):
Схему бизнеса можно представить следующим образом:
Синим цветом я нарисовала коммерческие предприятия, которые зарабатывают в этой схеме деньги.
Красные стрелочки — это мотивация, двигающая людьми и фирмами.
Как обнаружил индийский предприниматель (благодаря своим исследованиям), огромная масса людей имеет стабильную непоколебимую мотивацию заплатить за мобильную связь (которую у них создали операторы мобильной связи).
Индийская компания FreeCharge.in встала на пути этого мощного потока, чтобы заинтересовать пользователей выгодным предложением оплатить мобильную связь через Freecharge.in с возможностью получить скидочные купоны.
Почему коммерческие фирмы (на схеме — Shop1-Shop4) вольются в эту схему? Потому что их главный мотиватор — продать. И если компания предложит им готовых покупателей, почему не поучаствовать? Shop1-Shop4, конечно, придется продать купонным клиентам товар чуть дешевле, но зато гарантированно (они так и так тратят массу денег на «слепую» рекламу, гарантированный покупатель всяко принесет им прибыль).
Таким образом, в выигрыше оказываются все: люди оплачивают мобильную связь, получают за это скидочные купоны и экономят на последующих покупках. Коммерческие фирмы получают гарантированных клиентов. А компания FreeCharge.in получает прибыль, которую берет частично из денег пользователей, частично — с коммерческих фирм.
Самая главная идея этого бизнеса — найти мощный поток гарантированных платежей.
В примере выше эта мощь проявилась тем, что буквально за 3 с половиной года компания FreeCharge.in собрала под своим крылом 15 миллионов пользователей, что обеспечивает ей постоянный доход (сами знаете, что мобильные платежи приходится осуществлять постоянно и регулярно). За последний год ее доход увеличился на 1000% и в этом году она собирается сделать еще бОльший оборот. А на сегодняшний день ее оценили в 400 миллионов долларов (вот здесь можете в этом убедиться: bit.ly/1HiMUEq).
Вот так увлечение маркетингом может помочь найти стабильные денежные потоки и создать многомиллионный бизнес.
Как схема поможет вам создать прибыльный бизнес?
Если вы не создадите такую же глобальную (как индийскую) компанию в России (если она еще не существует), то можете действовать на локальном или нишевом уровне.
Например, каждая семья в России 1 раз в месяц оплачивает услуги ЖКХ (тоже вынужденная и обязательная трата денег — еще более обязательная, чем пополнение счета мобильного).
Почему бы не предложить сервис оплаты услуг ЖКХ через посредника, который предложил бы людям большую экономию в оплате за квартиру в обмен на скидки в самых разнообразных полезных службах. Например, в установке пластиковых окон, в клининговых услугах, в покупке новой ванной или ремонте?
Например, я, как клиент ЖКХ, прихожу в фирму под названием «Сэкономь на квартплате», оплачиваю через нее квартирную плату, например, 5000 рублей. За это получаю:
— купон в 2000 рублей на установку четырех пластиковых окон,
— купон на сумму 1000 рублей — за еженедельный клининг моей квартиры в течение месяца,
— купон на сумму 500 рублей — за покупку нового ковра в детскую,
— и купон в 1500 рублей — на установку видеодомофона.
Таким образом, я вернула бы себе оплаченные деньги за квартиру; получила 4 услуги (товар) со скидкой и активизировала местный бизнес (не будь этих скидок, я еще год собиралась бы на установку пластиковых окон, мыла свои полы сама, так и не купила бы новый ковер и не решилась на установку видеодомофона).
Фирма-посредник все эти 5000 рублей востребовала бы с коммерческих фирм (эти деньги уйдут на уплату услуг ЖКХ клиента) плюс взяла бы с них еще некую сумму (свою прибыль). Так как коммерсанты готовы идти на большие скидки ради готового клиента.
И что получаем в итоге? ЖКХ получила свой (грабительский) платеж; я сэкономила на услугах, которые давно не решалась заказать; местный бизнес получил (почти даром) готовых клиентов; город получил свои местные налоги, в том числе с новой компании «Сэкономь на квартплате» — жизнь продолжает развиваться, несмотря на кризисы и недоразвитость российского предпринимательства.
А все потому, что одна схема объединила в себе и город, и жителей, и местный бизнес.